Фильм «Счастливый Лазарь» Насколько мифологическим не был бы сюжет, но кино есть кино. И, в первую очередь, удерживать внимание зрителя помогает возможность идентифицироваться с героем благодаря знакомым нам конфликтам. В фильме «Счастливый Лазарь» внутренний конфликт героя овнешнен, так как сам герой – это и есть природа, высшая сила, сама жизнь. Так, на первый план выходит конфликт «я и среда». Точнее: я как что-то природное, естественное и среда, как что-то противоестественное, что противоречит законам природы, противоречит истине. Конфликт со средой удачен для экранного искусства, так как вышеперечисленные кинематографические приемы передают его наиболее полно. Время замирает, а жизнь продолжается, природа бушует и проявляет милость. Будто сама душа Лазаря с ней единое целое. Будду симбиотический отношения ребёнка с матерь. Такое всемогущество или магия, граничит с психозом или расстройством аутистического спектра. Где заканчивается реальность и начинается внутренний мир человека? Что если добродетель Лазаря – это всего-навсего невозможность вынести внутреннею неидеальность, собственное чувство вины? Ведь если ребенок не отражён своей матерью, то он решает, что он всемогущ, но наоборот: он решает, что он виноват во всём. (В здоровом варианте ребёнок всемогущ: всё хорошее от него, ведь всё его окружение более-менее исполняет его желания). И с возрастом, всё меньше угадывая желания ребёнка, значимый взрослый вызывает его гнев – так ребёнок сталкивается с разность себя и другого. Как говорил З. Фройд: «Объект рождается в ненависти», – Д.В. Винникот добавлял: «... если выживает». Таким образом, мать учит ребёнка «выживать в ненависти», то есть принимает его агрессию и не отказывается от него из-за того, что он не такой, как она хочет. То есть ведет себя, как мать. Как взрослая. Так становится возможным для ребёнка следовать своим желаниям, тем самым навлекая на себя «неодобрения» других, и сталкиваться с конфликтами, но при этом «выживать» и даже жить, выстраивая равные отношения. Для ребенка прохладное, пустое, окружение равно плохому окружению. Отсутствующая мать равна плохой матери. Чтобы уберечь первичное окружение от своих агрессивных импульсов, (которые оно явно не выдержит) ребенок интроецирует (помещает внутрь) плохой объект. Теперь это он плохой. Из-за него все так. Это проще для ребенка, чем вынести то, что он никакой (потому что в реальности мать по своим соображениям не замечает, не видит его). Например, мы можем предположить какое детство было у Лазаря. Нам известно, что он не знает своих родителей, а есть у него только Бабушка. В сцене, где Лазарь приносит кофе работающим крестьянам, а их уже нет, он снова оказывается незамеченным, несуществующим. Так чувство собственной ценности позволяет регулировать дистанцию в отношениях с помощью злости и, наоборот, желания близости, тем самым давая другим «увидеть» тебя, возможность развиваться и расти в отношениях. А это возможно, если ты выносишь свою «неидеальность», свою «нехорошесть». Когда новоявленный друг Лазаря, «его брат по отцу», как себя называет Маркиз, капризный подросток, отворачивается от Героя, Герой заболевает и чуть не умирает, а затем оступается, срывается в ров, где рыщут волки. Лазарь, как сверхчувствительный человек, но выросший в системе опературного функционирования (принял, подал, принес, унес, вскопал, закопал), просто не может вынести того напряжения, которое рождается в нем. Он психически не способен удерживать и связывать противоречивые импульсы (агрессии и желания быть увиденным, желания близости). Но это не означает, что их нет. Они очень сильны и находят свое выражение в ненависти, направленной на себя. Во-первых, через тело (соматический путь): у него сильный жар, он поправляется так же неожиданно, как и заболевает. Соматический путь не убил его, возможно потому, что он смог рассчитывать на заботу о нем других. Дальше он оступается и срывается с обрыва. Здесь чувство собственного «зла» толкает его, это уже второй, поведенческий путь устранения конфликта (травматофилия). Создается впечатление, что герой бессознательно убивает себя в попытке наказать, так как психический путь ему недоступен. В подтверждение вышесказанному приведу в пример сцену после отвержения Маркизом Лазаря. Мы видим как начинается гроза. Крестьяне бросают работу и прячутся под крышей. Лазарь как остолбенел: его зовут, ему кричат. Но он смотрит в свое отражение в воде, на собственную черную тень, по которой бьют капли воды. Его буквально силой провожают в дом. У него жар. Так режиссер недвусмысленно дает понять, что происходит с главным героем. В конце фильма, снова столкнувшись с отвержением Маркиза (но дело уже не в нем, а в коммерческих банках, «которые лишили Маркиза всего»), у Лазаря два пути: либо спасти Маркиза (как будто это его вина и ответственность), либо умереть, если он не всемогущ и не может искупить свою «вину» перед Маркизом. Так как он не в состоянии противостоять банкам (то есть не может помочь Маркизу и быть хорошим), Лазарь использует в качестве наказания делегированное убийство. Он убивает себя руками, то есть ногами мирных жителей, посетителей банка.

Теги других блогов: кино природа внутренний конфликт