За закрытыми дверьми спальни
«Пока существуют младенцы, общество будет изобретать способы воспитывать их, и, воспитывая их, будет формировать их сексуальное желание».
(Столлер Р. Дж. «Перверсия: Эротическая форма ненависти»)
В современном обществе, где враждебность считается низостью, а толерантность, гуманизм, «экологичность» в самых необычных ее проявлениях становятся главной темой для дискуссий и направленности деятельности, где же прячется ненависть? Какие формы выбирает она в цивилизованном мире? И где грань между толерантностью и узакониванием «ненависти».
Это, скорее, социальные вопросы.
Мне бы хотелось остановиться на исследовании, как «ненависть», загнанная тисками культуры с одной стороны и терпимостью и неприкосновенностью частной жизни с другой, находит свое выражение в самой интимной сфере человечной жизни – сексуальной.
Частная жизнь неприкосновенна, никого не касается, если два взрослых человека договорились о том, как они будут получать удовольствие друг от друга. Но, так ли, что эта часть жизни действительно ни на что не влияет и никого не касается, как отрезанный кусок, запрятанная в угол спальни? Гаснет свет и отправляются в «негатив», в отрицание те самые «хлебные крошки» страдания и враждебности. Что же скрывает ночь?
Сексуальная перверсия – разновидность нарциссической перверсии, где объект (партнер) используется, как тот, кто будет укреплять самооценку, достоинство. В основе ее – дегуманизация сексуальных объектов человека.
Психосексуальность такого человека переполнена грезами мести и риском быть наказанным, одержать триумф и унизить партнера. Перверсия – исключительно человеческая особенность. Там, где ужас и боль, человеческая психика способна найти удовольствие благодаря уникальной способности – способности к фантазированию.
Благодаря ей, снова и снова, по типу навязчивого повторения, субъект находит выход своей агрессии, не замечая другого, как отдельного от своего сценария. Часто это обоюдное использование друг друга, и союз такой пары выстраивается на взаимном удовлетворении агрессивных импульсов. Например, один достигает триумфа, когда наказывает, а партнер наслаждается тем, что другой «вышел из себя», то есть наслаждается контролем над партнером и своей «невинностью». И в том, и в другом случае присутствует враждебность, спроецированная на другого.
Мне бы хотелось рассмотреть, как столь невинные фантазии (так как это всего лишь фантазии), сопровождающие «любовный акт», препятствуют психизации внутренних конфликтов и травматического опыта, и ведут к невозможности настоящей близости в отношениях пары и семьи? Какие последствия несут для объектных отношений и для самого субъекта перевоплощение агрессии и маска наслаждения, которую она надевает? Так ли, что «тьма за закрытыми дверьми» исчезает с рассветом или как нам ловко удается оставаться толерантными, «культурными» и «порядочными», объявив сексуальную жизнь и ее перверсии частной жизнью и многообразием форм, а не болезнью?
И не является ли мой исследовательский интерес к данной теме желанием «проникнуть за дверь родительской спальни», наследием инфантильной сексуальности, то есть сублимацией вуайеризма, в попытке найти разгадку на вечный вопрос – откуда берутся дети, когда ни один ответ вполне не удовлетворяет.